Православная Церковь и эпидемии

Св. Киприан Карфагенский. III в. н.э

Св. Киприан Карфагенский. III в. н.э

Св. Киприан Карфагенский о том, что христиане подвержены заразе как и язычники

«Некоторых смущает то, что нынешняя болезненная язва поражает наших наравне с язычниками: как будто христианин для того только и уверовал, чтобы бедствия не касались к нему… Но доколе мы находимся здесь, в мире, дотоле мы связаны с родом человеческим одинаковостию плоти, а отделяемся духом. И потому пока это тленное не облечется в нетление, пока Христос не приведет нас к Богу Отцу: до тех пор все немощи плоти будут для нас общи со всем родом человеческим“.

 

Церковь и эпидемии в допетровской Руси

О запрете священникам исповедовать зараженных чумою.

Новгородская летопись. 1572 год

«В которой улице человек умрет знаменем (от чумы) и те дворы запирали и с людьми и кормили тех людей улицею, и отцом духовным покаивати тех людей знаменных не велели, а учнет который священик тех людей каяти, бояр не доложа, ино тех священиков велели жещи с теми же людми з болными».

Св. Василий Калика епископ Новгородский принес чуму в Новгород. 1352 год

Послы из Пскова попросили его прибыть в Псков, охваченный чумой, чтобы благословить псковичей. В Пскове во время богослужений и крестных ходов он заразился и скончался. Вместе с его телом черная смерть пришла в Новгород. Ею заразились жители, пожелавшие проститься с владыкой

 

 

ЧУМА В МОСКВЕ. 1654-1655

Чтобы избежать распространения чумы Патриарх Никон приказал выставить вокруг Москвы заставы, а пытавшихся обойти оцепление окольным путем грозился казнить.

Количество жертв во время этой эпидемии было столь велико, что не оставалось людей для содержания специальных караулов, не позволявших распространяться заразе за пределы города. Сведений насчет того, как обстояли дела с церквами во время данной чумы скупы: «За смертью священников почти все церкви стояли без службы и люди умирали без причащения».

Изображение Апокалипсиса из русской рукописи допетровского времени

Изображение Апокалипсиса из русской рукописи допетровского времени

Русская Церковь в периоды эпидемий. XVIII век

Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский, 1708-1771)

Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский, 1708-1771)

Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) погиб трагической смертью, растерзанный толпою во время чумного бунта в Москве. Образованный иерарх (уже в то время он имел микроскоп и умел пользоваться им), во время эпидемии чумы, занесенной из Турции, принимал меры против скопления людей. Он пытался запретить крестные ходы, но власти города не предоставили для этой цели нужного числа солдат. Кому-то было видение, что город спасет Боголюбская икона Божией Матери, висевшая около Варваринских ворот. Тысячи богомольцев начали к ней прикладываться… Владыка велел убрать икону и кружку пожертвований при ней.
Это решение стало поводом для зачинщиков, чтобы повести толпу на расправу с ним.

Св. праведный Федор Ушаков и борьба с эпидемией в Херсоне

В 1783 году ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы. Причем был введен жесточайший карантин, были помимо прочего запрещены публичные богослужения.

 

 

Церковь о дезинфекции в храме

Некоторые миряне и священнослужители убеждены, что верующий человек имеет особый иммунитет против болезни. Церковь не исповедует такого представления. Во все времена профилактические меры в Церкви старались соблюдать с учетом имевшихся на тот момент знаний. Эти меры предосторожности ныне скорректированы в соответствии с нынешним уровнем знаний об инфекционных болезнях.

 

 

Святой Никодим Святогорец в труде „Пидалион» (сборник церковных правил) дает инструкции, как следует причащать заразных больных: св. Дары оставлять в отдельном сосуде, больные сами у себя дома должны себя причастить, сами потом омыть в уксусе сосуд и ложечку. То есть еще два столетия назад Церковь признавала возможность заражения во время причастия.

 

Заразным оказывается не преосуществленные Кровь и Плоть, но лжица и сосуд, которые нуждаются в дезинфекции

Соборование умирающей. Худ. А.Венецианов

Соборование умирающей. Худ. А.Венецианов

Российская империя. XIX век

1830-1833. Холера в русских губерниях

Приходские священники, помимо прямой обязанности напутствовать больных, обязывались как в церкви, так и при всяких удобных случаях раскрывать пред народом ложность суеверных взглядов на холеру, пускаемую будто бы врачами.

По указу императора Николая I Святейший Правительствующий Синод сделал постановление «О повсеместном совершении молебствий об избавлении от холеры». Но по его же распоряжению „при совершении оных дозволить присутствовать на них только церковным служащим и высшим должностным лицам“

Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Из проповеди в дни эпидемии холеры:

„Не ленностны будем и в употреблении естественных средств и предосторожностей к сохранению здравия, и к недопущению вредоносных влияний. Как можем требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя“.

1837. Чумная эпидемия в Одессе

Богослужения в Одессе не было два месяца. При возобновлении введены меры предосторожности:
— Было выверено пространство и вместимость храмов.
Полиция впускала только определенное количество молящихся;
— Присутствовать на Литургии можно было только не прикасаясь друг к другу;
— священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.

Крестный ход во время холеры. Санкт-Петербург

Крестный ход во время холеры. Санкт-Петербург

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ

„Чтобы обезопасить от заражения людей в случае эпидемии болезни, Святые Дары передаются мирянину лжицей с ее последующей дезинфекцией. Допустимо служение специальных Литургий для больных или причастие больных после здоровых. Лжица обеззараживается, если необходимо, и чаша также. То, чем вытирают уста причастники, подлежит сожжению.“

Булгаков С.В.

Запись опубликована в рубрике Наши публикации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев на «Православная Церковь и эпидемии»

  1. Инна говорит:

    В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий

  2. Артём говорит:

    В XVI столетии карантинные меры стали включать в себя запрет выходить из дома, в котором во время эпидемии находился больной человек. Это имело и обратную сторону именно в XVI в. появляются упоминания о запрете священнослужителям во время мора приходить к больному человеку

  3. Любовь говорит:

    В статье преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии, клирика храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы иерея Илии Письменюка рассказывается об эпидемиях, происходивших в России, а также о связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.

  4. Анна говорит:

    Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.

  5. Дмитрий говорит:

    К сожалению, и в середине XIX в. и даже в начале XX столетия среди некоторых жителей страны страны по-прежнему сохранялись скептические отношения к болезням. Несмотря на явные указания врачей о том, что массовые религиозные мероприятия во время эпидемий могут способствовать распространению инфекции, часть населения даже в конце XIX в. по-прежнему смотрела на болезни исключительно с точки зрения наказания Божьего, выступая против любых лечебных и эпидемиологических мер. Например, в Оренбурге в середине XIX в. и даже в начале XX столетия лекарственные препараты считались некоторыми жителями погаными и нечистыми , а в разгар эпидемий к медикам относились неприязненно

  6. Роман говорит:

    Спасибо за информацию.

  7. Евгений говорит:

    В высшей степени актуальная информация. Есть над чем пораскинуть умом.

  8. Валентин говорит:

    Сегодня это самое оптимальное, собственно что можно конечно было узреть по вышеуказанной теме. Огромное спасибо

  9. Галина говорит:

    Сия статья произвела на меня здоровое впечатленьице. Поделюсь бесспорно с коллегами

  10. Инна говорит:

    До этого искал эту статью. Отыскал на нынешнем web-сайте. Пребольшое спасибо

  11. Иван говорит:

    На ресурсе сконцентрировано важнейшее из такого, что я видал

  12. Пётр говорит:

    Огромное спасибо за информацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *