К описанию креста-мощевика из музея Санкт-Петербургской епархии

Ольга Ходаковская,
зав архивом и хранитель музея С.-Петербургской епархии

   Центральное место в разделе экспозиции по допетровскому периоду истории Санкт-Петербургской епархии занимает серебряный Крестмощевик − дар музею митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

   По признакам, о которых пойдет речь, этот двухстворчатый массивный крест-энколпион принадлежит к ряду новгородских и датируется концом XVII века.1

I

   Мощевик имеет форму русского равностороннего креста с расширяющимися оконечностями и с квадратным средокрестием с выступающими углами. Три оконечности − сердцевидные; верхняя – продольно-овальная. Крест-энколпион выполнен в технике литья, чеканки и резьбы. Состоит из верхней и нижней створок, с трех сторон скрепленных кусочками проволоки, продетой в отверстия. Верхняя честь скреплена шарниром от утраченного оглавия. Размер 195 x 195 х 10 (мм).
Верхняя створка − золоченая серебряная, нижняя − серебро без золочения. На лицевой створка на расстоянии 5 мм от края прорезан контур очертаний всего реликвария. Края лицевой и оборотной створок гладкие, без валиков и насечек.
Внутри ― полый, с перегородками для вложения мощей на днище . Здесь обнаружены многочисленные черные, очевидно из воска, кусочки с виднеющимися в них желтыми частицами. Всё это выпало из перегородок и перемешано.
На верхней створке слева вверху на средокрестии видна небольшая пробоина. На торцах многочисленные вмятины. Частичная утрата позолоты. Верхняя крышка прилегает неплотно.

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА

   В центре расположено рельефное Распятие с монограммой на верхней перекладине: «Иисус Христос» . Фигура Христа плавно изогнута, голова склонена к правому плечу. По сторонам ― гравированные трость, копие, ангелы с надписями: «ангелы Господни». Под нижней перекладиной – в той же технике изображены слева фигуры : жены-мироносицы и Девы Марии. Над изображением жены-мироносицы надписи нет; справа: свв. Иоанн Богослов и Лонгин Сотник. Над ними ― соответствующие надписи.
На оконечностях Креста-мощевика расположены изображения святых, чьи св. мощи были помещены внутри. Над всеми изображениями обозначекны имена. Буквы выполнены полууставом. У подножия креста и фигур святых крестообразные насечки позема.
Фигуры изображены в трехчетвертном развороте к центру.

 

Верхняя оконечность. Группа из пяти святителей. Вверху надпись: «Иона, Никита, Иоанн, Евфимий и Моисей». Между фигурами продолжение текста: «новгородские чудотворцы».

Немного ниже видны три геометрические фигуры с надписями: «камень Гроба Господня, Гроб Господень, камень Неопалимой Купины».

Левая оконечность. Пять фигур святых: Иаков Боровичский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, мученик Никита, пророк Аарон.

Правая оконечность. Четыре фигуры святых: Димитрий Солунский, Иаков Персянин, князь Феодор Яросл. [Ярославович или Ярославский? — О.Х.], Александр Свирский.

Нижняя площадка. 9 мучеников Кизических (слева), 40 мучеников на Севастийской горе (справа).

Все изображения выполнены искусным, но, судя по приземистым пропорциям фигур, не столичным мастером. Гравер точно воспроизвел прориси, соблюдая иконографические признаки каждого святого. Детали ликов, одеяния, атрибуты – все проработано тщательно. Достаточно глубокая гравировка наносилась двумя способами: контур головы, лики, руки, узоры на ризах – сплошными гибкими уверенными линиями, а складки на одежде, крылья ангелов, позем – короткими косыми насечками в разных направлениях. По контуру позема и на некоторых других деталях штрихи нанесены косой сеткой несколько небрежно, без строгой регулярности. Штрихи создают впечатление объема, глубины и, одновременно, придают легкость и прозрачность всему изображению.

ОБОРОТНАЯ СТВОРКА

Нижняя пластина креста-реликвария ― гладкая, какие-либо изображения здесь отсутствуют, но повторены гравированные надписи имен святых, чьи св. мощи покоятся внутри.

Средокрестие. Если на лицевой стороне в этом месте изображено Распятие, то здесь помещен расширенный перечень реликвий Св. Земли:

Камень Гроба Господня;

Мера Гроба Господня2,

Камень Неопалимой Купины;

Древо животворящего Креста Господня;

Слезы Богоматери3.

В нижней части средокрестия значатся «мощи неведомых святых».

Имя вкладчика «построения» креста, то есть лица, заказавшего его изготовление, отсутствует. Также не указано имя мастера-серебряника, его изготовившего.

II

О географическом происхождении «епархиального» (назовем его так) мощевика можно предположить по подборке его реликвий. По наблюдению исследователей, в расположении мощей, как правило, соблюдалась иерархия: в верхнюю оконечность Креста и в средокрестие вкладывались частицы наиболее значимых для владельца христианских святынь. Мы видим, что это новгородские святители-чудотворцы: свв. Иона, Никита, Иоанн, Евфимий и Моисей.

Попробуем выяснить, какие из св. мощей хранились в Софийском соборе Новгорода Великого по опубликованным описям его имущества XVIII века.

Мы видим св. мощи греческих святых, отмеченных и на «епархиальном» мощевике: свв. Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Димитрия Солунского, св. Никиты. «Их имена достаточно каноничны и кажется не являются особенностью софийской сокровищницы, пишет исследователь Э.А. Гордиенко. Между тем изображение тех же святых на серебряных окладах древнейших софийских икон, на кратирах XII века представляется не случайной параллелью, связанной с поминанием князей, знатных горожан, прославившихся воинов вместе с их патрональными святыми»4.

Приведем более подробный перечень св. мощей и реликвий из описи 1736 года, делая выборку тех, которые упомянуты в исследуемом нами Кресте-мощевике:

«Камень Гроба Господня в серебряном ковчеге. Часть жезла Ааронова в серебряном ковчеге. Купина Неопалимая. Кость Феодора Тирона в серебряном ковчеге. Мощи Феодора Стратилата в серебряном ковчеге. Кость великомученика Никиты в серебряном ковчеге. Мощи четыредесяти мученик Севастийских в серебряном ковчеге. Мощи Иакова Перского (Персиянина-О.Х.), мощи и кость Иакова Боровицкого в жестяном ковчеге в жестяном ковчеге. Слезы Пресвятой Богородицы перстию смешаны. Риза Евфимия архиепископа Новгородского, мощи Иоанна архиепископа Новгородского и риза его в жестяном ковчеге. Омофор и кость от перста Моисея архиепископа Новгородского в жестяном ковчеге. Мощи Ионы, архиепископа Новгородского чудотворца в жестяном ковчеге. Мощи Никиты, архиепископа Новгородского чудотворца в серебряном ковчеге»5.

Что касается «жезла Ааронова», то, скорее всего, в исследуемом нами мощевике содержится именно эта святыня, и лишь по недосмотру мастер-серебряник указал на «мощи Аарона-пророка».

В описи 1749 года находим мощи князя Феодора Ярославича брата вел. кн. Александра Невского6. Св. мощи Александра Свирского.7 Мощи «девяти мучеников в Кизице».8 Мощи великомученика Димитрия Солунского. А в описи 1771 года появляется «Лента бенберековая мера Гробу Господню, по краям запечатана сургучом».9

Таким образом, есть основание полагать, что мощевик из музея Санкт-Петербургской епархии новгородского происхождения.

III

Труднее определить время, к которому относится изготовление реликвария. Известно время, когда были привезены некоторые греческие святыни и когда обретены мощи русских святых, вложенные в мощевик. Эти даты указывают на вторую половину 17 века. Так св. мощи мучеников Кизических были подарены царю Михаилу Федоровичу митрополитом города Кизик в 1645 году. Св. Мощи Александра Свирского обретены в 1641 году.

Самое позднее обретение ―мощи новгородского архиепископа Моисея. Они почитались новгородцами издавна, но до конца XVII века почивали под спудом. Известно, что в крест 1661 года из Деревяницкого монастыря была вложена лишь земля с могилы святителя. Обретение мощей состоялось в 1686 году.10

Появление сердцевидных оконечностей креста исследователи относят ко второй половине XVII века.11

Тем не менее, открытым остается вопрос верхнего временного предела.

Отсутствие некоторых мощей в более ранней описи Софийской ризницы может объясняться по-разному. Возможно, мощи были перенесены сюда из ризниц других новгородских церквей, а возможно, что ранняя опись по каким-то причинам не была полной. Во всяком случае все реликвии находились в сакральном пространстве Новгорода Великого. Конец XVII века как дата появления исследуемого мощевика остается рабочей. Точный ответ могут дать специалисты в области ставрографии и новгородского художественного металла XVIIXVIII веков.

IV

Вера в спасительную силу святых мощей привела к появлению и широкому распространению на Руси различного рода мощевиков, среди которых преобладали именно двустворчатые кресты-энколпионы, носимые на груди под одеждой или поверх нее.12 Этот тип являлся наиболее устойчивым на протяжении столетий и подобным крестам придавалось совершенно особое значение. По мнению русских людей, тот же крест, но без мощей, далеко не имел той силы, как крест с мощами, почему они усиленно и старались иметь у себя такую необходимую для общего благосостояния святыню13

Кресты с сердцевидными завершениями на концах принято считать женскими. Их носили не только как нательные, так и наперсные 14.

Возможно, перед нами крест-мощевик, относившийся к тем, которые носили поверх одежды женщины. Именно в XVII веке было принято ношение крестов поверх одежды (в отличие от «тельных», носимых под одеждой), в особенности женщинами. Цепь в этом случае была более массивная и не продевалась в ушко креста, как в тельниках, а крепилась на оглавии с помощью кольца или проволоки с двумя петлями. Такой крест носили также в специальном матерчатом футляре, который надевался на шею на гайтане. Отсутствие оглавия на данном мощевике указывает на то, что его носили на груди в особом мешочке-футляре.

Остается допустить, что перед нами женский нагрудный крест-мощевик, изготовленный для особо знатной персоны. Кресты-мощевики, носимые поверх одежды, являлись семейными реликвиями, передавались по наследству, но нередко приносились в дар Церкви. В описях 1736 и 1749 годов значится «Крест четвероконечный серебряной со многими мощми святых» с пометкой на полях: «отсутствует».15 Кто знает, может быть, здесь речь идет именно о нем…

1«Энколпионы (от греческого “эн колпио” ― на груди) первоначально представляли собой небольшую коробочку, вместилище частиц святых мощей, с изображением креста на верхней крышке. На Русь в XI веке пришли уже коробочки крестообразной формы, состоящей из двух створок». (Станюкович А.К., Осипов И.Н., Соловьев Н.М Тысячелетие креста. М., 2003. С. 1).

2 Лента, соответствовавшая мере Гроба Господня, на концах запечатанная сургучом.

3Семена злаковой культуры с крепкими темными зернами, которые на Афоне называют «слезы Панагии». www.optina-pustin.ru/1779-slezy-bogorodicy.html

4 Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII ― начала XIX вв. М.-Л. 1988. С. 39.

5Там же. С. 88-89.

6 Останки младшего брата св. кн. Александра Невского Феодора Ярославича в 1616 г. были перенесены митрополитом Исидором в придел Рождества Богородицы новгородского Софийского собора, но на исследуемом мощевике изображен не юноша, каким был брат св. Александра Невского, а муж в летах с бородой. Есть основание полагать, что, либо это св. князь Феодор Ярославский Черный, мощи которого также присутствуют в описях, либо мы имеем дело с неточностью изображения.

7Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII – начала XIX в. Выпуск 2. Новгород. 1993. С. 39.

8Там же. С.44

9 Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII— начала XIX в. Выпуск 3. Новгород. 1993. С.21.

10 Стерлигова И.А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах-мощевиках XVIXVII веков. /Ставрографический сборник. Книга II. М., 2003. С.

11 Станюкович А.К., Осипов И.Н., Соловьев Н.М Тысячелетие креста. М., 2003. С. 57

12 Покровский Н. В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной академии. СПб., 1909. С. 20.

13 Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 61.

14 Станюкович А.К., Осипов И.Н., Соловьев Н.М Тысячелетие креста. М., 2003. С. 57-58

15 Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII-начала XIX в. М.-Л. 1988. С. 69

Запись опубликована в рубрике Наши публикации с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «К описанию креста-мощевика из музея Санкт-Петербургской епархии»

  1. Mixdaf говорит:

    Thank you very much for the invitation :). Best wishes.
    PS: How are you? I am from France 🙂

  2. ScottRap говорит:

    Отсутствие веры — это тот недостаток, который необходимо либо преодолеть, либо скрыть.

    ——-
    https://www.videosmutfreek.com/tags/huge-facial/ | https://www.videosmutfreek.com/

  3. RobertDog говорит:

    Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

    ——-
    https://www.host4videos.com/tags/busty-redhead/ | https://www.host4videos.com/

Добавить комментарий для ScottRap Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *