МУЗЕЙ НОВОМУЧЕНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ

Ходаковская О.И., хранитель музея СПб епархии

(Выступление на Рождественских Чтениях Центрального района
г. Санкт-Петербурга 23 ноября 2017 года)

В последнее время музеи создаются повсеместно. Не стала исключением и Русская Православная церковь. В июле нынешнего года сформировался и был открыт музей Санкт-Петербургской епархии. Он находится в Митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры. Почти одновременно в той же Александро-Невской Лавре в другом корпусе появился музей, созданный собственно Александро-Невской Лаврой под руководством ее наместника епископа Назария. Существует и третий музей на этой же территории. Это давний музей в Санкт-Петербургской духовной Академии. При церкви на Смоленском кладбище недавно был создан музей святой Ксении Петербургской. Уже есть, либо задумываются небольшие музеи и на других приходах.

В этом повсеместном увлечении музеями не стоит усматривать только модный, как сейчас говорят, трэнд. Из культуры книги мы делаем шаг в сторону другой культуры − визуальных смыслов, наглядности. И музей, может быть, − не самое худшее проявление этой тенденции.

Современные музеи почитают за достижение использовать интерактивные технологии, видеоэффекты, объемные виртуальные изображения. Но музей остается музеем, если в нем представлены подлинные реликвии, реальные вещи ушедшего времени, вещи, имевшие отношении к тем, кому музей посвящен. И епархиальный музей по праву гордится тем немногим, что делает наши залы музеем в подлинном его смысле.

Я познакомлю уважаемых слушателей с концепцией одного из залов епархиального музея. Он посвящен новым петербургским святым − новомученикам Петербургским и дает знание, которое предваряет уже чисто молитвенное общение с ними на богослужении.

Само слово «новомученики» отсылает нас к предыстории: если есть новомученики, то кто такие святые мученики вообще?

В Римской империи с первыми христианами расправлялись с необъяснимой жестокостью, но оставляли жизнь в случае отречения от веры. Одним из развлечений римлян были факелы с горящими сторонниками Христа Распятого или такое зрелище: их выводили на арену Колизея и выпускали голодных львов. Многие из святых, имена которых мы теперь носим, были теми самыми римскими мучениками.

Продолжение последовало спустя две тыс. лет в России. В 1917 году здесь начался период, предельно насыщенный разными смыслами и стихиями, в первую очередь это было время пересмотра прежней человеческой истории, утопической мечты создать рукотворный идеальный мир и идеального человека. Но лекалом этого идеального человеческого образа стал человек эпохи Возрождения: ученый, борец, творец, опирающийся только на свои силы

Идеал Христа был отвергнут. И само христианство признано отжившим институтом. начался период новых гонений на христианскую веру.

Первые новомученики появились в первые годы революции и гражданской войны. Это были жертвы народной стихии, того самого бунта, бессмысленного и беспощадного. Духовенство как носители умиротворяющего начала: молитвы, милости и сострадания были этой стихии ненавистны.

Более поздний период — это 1937 год, период повсеместного уничтожения духовенства путем быстрого суда Троек и приговора в виде высшей меры наказания. Формально приговоры делались не за веру, а за политические заговоры и разговоры, но враждебным представлялся сам человек, отделивший себя и противопоставивший себя государству с его идеологией нового человека.

У всех на слуху тема жертв репрессий тоталитарного режима. Ее поддерживают общественном сознании правозащитники. Но новомученики − это явление другого порядка. Они — вне политики. Они явление не политического, а духовного порядка. К ним вообще нельзя применить понятие ЖЕРТВЫ. Они — торжество и праздник Веры. В христианской гимнографии их называют «добропобедные и славные, мученики», «божественные светы». А тропарь новомученикам российским начинается словами: «Днесь радостно ликует Церковь Русская».

Не все репрессированные священнослужители автоматически становятся святыми новомучениками. Перед канонизацией идет сложная работа по изучению биографии, изучению следственного дела. Еще на заре христианства будущий мученик Киприан Карфагенский написал: «Кто не соблюл братской любви, тот не может быть мучеником». Этот момент важен и потому, что говоря о мучениках переносят акценты на самих мучителей и ввергаются в область политических суждений.

На сегодняшний день в Санкт-Петербургской епархии канонизировано, то есть признано Церковью 53 новомученика. Конечно, есть те, имена которых знает лишь Господь Бог. Но работа по изучению документов продолжается.

Новомучеников по их нравственной высоте следует причислить к лучшим людям своей эпохи, не только в узко церковном, но и в широком общественном смысле слова. Все они: епископы — полководцы Церкви, воины Христовы — монахи, прекрасные светлые душой женщины христианки, добрейшие сельские батюшки, златоусты богословы из столичных кафедральных соборов являются нашим национальным достоянием.

По сути, мученик — это героический образ, поскольку для него есть нечто более важное, чем его собственная жизнь. (В отличие от шахида, он жертвует только своей жизнью).

Образ мученика, сложившийся в нашем церковном сознании традиционен, органичен для русской культуры в целом, в которой еще остается понятие героического. Уместно привести известные стихи русского поэта Николая Гумилева:

Как могли мы… Но еще не поздно
Солнце духа наклонилось к нам
Солнце духа благостно и грозно
Разлилось по нашим небесам.
Расцветает дух как роза мая
Как огонь он разрывает тьму.
Тело, ничего не понимая,
Слепо покоряется ему.

Святые мученики — это герои духа. Европа отказалось от героического образа, в её общественном сознании доминирует т.н. «усредненный человек», его слабости буквально освящаются обществом. Не удивительно, что она повсеместно отказывается от христианства.

Наше время по своему требует духовного героизма. Очевидным становится состояние внутреннего мученичества от агрессивного присутствия в мире так называемых либеральных ценностей и понятий. И стойкость святых новомучеников становится опорой и примером.

Запись опубликована в рубрике Наши публикации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *