27-28 октября 2022 года Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» провел конференцию, посвященную митрополиту Вениамину Петроградскому и столетию со дня его мученической кончины. В работе конференции принял участие Музей истории санкт-петербургской епархии.
Публикуем материал, подготовленный для этой конференции сотрудником музея и зав. Епархиального архива О.И. Ходаковской.
Портрет митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры
В 1949 году Ленинградкое епархиальное управление, до того ютившееся на хорах Никольского собора, получила от Ленгорисполкома Духовский корпус в бывшей Александро-Невской лавре.
Пока в помещении проводился капитальный ремонт, митрополит Григорий задался целью воссоздать утраченную портретную галерею, которая имелась в Митрополичьем корпусе Лавры до того, как в 1922 году этот корпус был у Церквуи изъят. Заказ выполнял художник, имя которого нашлось не сразу. Поступление выполненных работ проходило с февраля по июнь 1950 года. Всего 15 портретов, причем это были архиереи XIX-XX веков. В перечне не значились 5 преосвященных XVIII века. В числе написанных по этому заказу был портрет митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина. Полотно поступило из мастерской художника в феврале 1950 года и было обозначено одним инвентарным номером вместе с портретом митрополита Исидора (Никольского).[1] Неизвестному живописцу было выплачено 4 тыс 300 рублей сразу за оба портрета. Но кто был этот художник, в описи не значилось.
Вопрос об авторстве сохранялся до тех пор, пока в руках не оказалась папка с описями имущества Епархиального Управления за разные годы. В одной из них значились портреты. Опись начиналась с портрета XVIII века митрополита Гавриила (Петрова), автор был не указан. (Позднее выяснилось, что он написан Боровиковским). Список продолжился уже знакомыми портретами, купленными в 1950 году, и стояло имя автора: Протопопов! [2] Теперь сомнений не оставалось, портрет священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина создан известным ленинградским художником Николаем Андриановичем Протоповым. Достаточно ознакомиться с его биографией, что добавив его инициалы, мы не ошиблись.
Он родился в 1876 году в семье архидиакона, служившего сначала на Урале, затем в г. Бирске в Башкирии. Естественно, получал образование в духовном училище и духовной семинарии — учебных заведениях исключительно сословных. Удивительное дело! Он был выпускником Казанской духовной академии 1900 года, но одновременно посещал в Казани художественную школу, и уже после завершения курса духовной академии окончил Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Петербургской Императорской академии художеств. Случай, единственный в своем роде.
В академии художеств Николай Протопопов занимался в пейзажной мастерской, но также посвящал время портретному рисунку. Его портреты, пейзажи и жанровые сцены до революции регулярно выставлялись. Одновременно он расписывал храмы, в том числе в 1914 г Покровский храм Московской духовной академии, в 1916 г храм Тверской духовной семинарии.
В 1919 -1922 гг работал в Уфе, а затем вернулся в Петроград, где прожил до самой кончины (скончался в 1960 году). Преподавал рисунок в Государственном художественно-промышленном техникуме (впоследствии оно называлось художественным училищем им. В. Серова). Не выезжал из блокадного Ленинграда.
Работы в жанре портрета стали после пейзажа вторым его направлением и принесли известность. До войны он создает галерею деятелей Академии наук, галерею профессуры Ленинградского государственного университета.
В 1951 году в Ленинграде прошла его персональная выставка, посвященная 75- летию художника. В ее каталоге[3] указаны 34 портрета: в их числе геолог академик В.Ф.Левинсон-Лессинг, ботаник профессор С.Д. Львов, физиолог академик И.П. Павлов, другой физиолог профессор А.В. Немилов, хирург профессор В.А. Шаак; дважды представлен акадеемик А.А. Ухтомский (на втором портрете он изображен с профессором М.И. Виноградовым). Всего же, помимо выставленных в год юбилея, им написано более 100 портретов. Ни в этом каталоге, ни в статье 2006 года искусстоведа Т.Г.Малининой[4] портреты петербургских иерархов не упомянуты. Они вышли из светского культурного поля, да и в Церкви автор был забыт.
У нас есть достаточные основания полагать, что не приняв священного сана, Николай Протопопов оставался верующим человеком. Священником он не мог быть уже потому, что женился на вдове (что является каноническим препятствием для принятия духовного сана). Елизавета Уводская была дочерью протоиерея и, окончив Епархиальное училище, поступила в ту же художественную школу в Казани.
Как верующий человек, художник был знаком с духовенством города. Можно догадаться как состоялась просьба митрополита Григория написать портреты. Обращение к нему с таким заказом было в высшей степени органичным.
Официально митрополит Вениамин был казнен за контрреволюционные деяния и имя его с 1922 года ушло из публичного пространства Церкви. С этим портретом в 1950 г. он вернулся в него вновь. Тогда же имя митрополита Вениамина один раз в год стали произносить во всех храмах епархии на чине Торжества Православия. Более того, в 1952 г в статьях журнала Московской Патриархии (ЖМП), посвященных юбилеям Патриарха Алексия (Симанского) и митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича), было отмечено, что в начале 20-гг они были верными помощниками митрополита Вениамина, ставшего «жертвой интриг обновленческих лидеров.[5] На тот исторический момент всесильное государство было заинтересовано в восстановлении единства Православной Церкви, и в качестве фигуры non grata митрополит Вениамин уступил место обновленческим деятелям.
Остается добавить, что в 1961 году Духовский корпус был передан вечерней школе рабочей молодежи Смольнинского района. Епархиальное Управление переехало на Обводный канал, 17 в здание Духовной академии. Портреты архиереев перекочевали в правую часть коридора первого этажа. В1996 г исторический Митрополичий корпус Лавры был возвращен Церкви. Ныне портрет Вениамина находится в портретной Митрополичьих покоев, тех самых, в которых жил сам митрополит-мученик.
Примечательную деталь. Выпускная работа Протопопова по классу пейзажа называлась «После бурной ночи» (1912 г.), получившая особую премию. На ней был изображен мир после природного катаклизма. В предрассветной ночи на фоне хаоса сияли неземной белизной крылья статуи Ангела. В этом пейзаже видится символическая связь с портретом митрополита Вениамина и временем, в котором просиял его святой образ.
[1]Архив СПбЕ Ф.1. Оп.5 (Общие канцелярские дела). Д.3. Л.271.
[2]Ф.1. Оп.19 (Хозяйственные дела).Д.60. Л.16.
[3] Протопопов Н.А. Каталог выставки. Л., 1951.
[4]Малинина Т.Г. Художник Н.А.Протопопов и его семья: опыт биографического исследования.// Кабинет ученого: Научные статьи, публикации, эссе. Т.2. М., 2006. С.96.
[5]ЖМП. 1952, №4. С.16
********************************
1742 — САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ – 2022
280 лет назад по Указу императрицы Елизаветы Петровны была создана Санкт-Петербургская епархия. К этому событию Музей истории Санкт-Петербургской епархии открыл выставку, расположенную в галерее епархиального управления. Здесь можно увидеть фотопортреты иерархов, выдающихся представителей духовенства епархии, историю кафедральных соборов и духовных школ. Отдельный раздел посвящен свмч. митрополиту Вениамину (Казанскому), расстрелянному по делу об изъятии церковных ценностей 100 лет назад. Особый интерес у посетителей вызывает материал, раскрывающий современную многогранную жизнь епархии.
Мы приглашаем всех жителей и гостей города посетить выставку.
********************************
ПРИГОВОР: БЫТЬ СВЯТЫМИ ПЕТРОГРАДСКИМ МУЧЕНИКАМ…
14 марта в Музее истории Санкт-Петербургской епархии открылась выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам…». Она приурочена к 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. На открытии присутствовали митрополит Санкт-
Петербургский и Ладожский Варсонофий и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, сотрудники епархии, священнослужители, гости города. Экскурсию для почетных гостей провел епархиальный древлехранитель Иван Сергеевич Раевский.
В экспозиции представлены документы и фотоматериалы из архива Санкт-Петербургской епархии, Центрального государственного архива (ЦГА) Санкт-Петербурга (часть из них представлена впервые) и древлехранилища Александро-Невской лавры. Материалы раскрывают трагические события: голод 1921 года, помощь Церкви голодающим, изъятие ценностей из храмов Петрограда. Особое место отведено Петроградскому процессу 1922 года, 100-летие которого отмечается в нынешнем году, и судьбе приговоренных на этом процессе к расстрелу, а затем прославленных митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого.
«Выставка нужна, потому что не надо историю забывать, — сказал на открытии выставки митрополит Варсонофий. — Мы видим, с чем столкнулась наша страна, когда сначала отказалась от царя. Она катилась к безбожию, это был финал прегрешений, отступления от Бога, которое совершалось в предыдущие столетия. Убив царя, безбожные власти взялись за Церковь: грабили храмы, уничтожали духовенство, и спустя десятилетия пришлось все начинать сначала. Чтобы подобное не повторилось, эта выставка и нужна. Особенно полезна она будет молодому поколению: пусть люди приходят, смотрят, понимают, что от Бога не надо отступать, и Он нас защитит».
Приглашаем всех, кому небезразлична история нашей страны, Церкви и отдельных граждан в начальный период гонения и преследования за веру, прославления и памяти первых новомучеников.
Напоминаем также, что выставка, посвященная жизни и подвигам вел. кн. Александра Невского, открыта для посещения.
Экскурсии проводятся сотрудниками музея по предварительной записи по телефонам: 8(812) 274-86-83, 8(812) 274-34-83
НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «ВЕРНОСТЬ ОТЧИЗНЕ И БОГУ»
Новая экспозиция «Верность Отчизне и Богу», посвященная 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, открылась 9 сентября в выставочном зале Музея истории Санкт-Петербургской епархии. Выставку открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Мы приглашаем в музей всех, кому интересна родная история, жизнь-подвиг великого князя, его таланты как храброго воина, мудрого дипломата, смиренного схимника (Алексия), небесного покровителя Санкт-Петербурга. Вы сможете не только познакомиться с яркими экспонатами, содержательные текстами, но и примерить доспехи воина, подержать в руках острые стрелы и боевой щит, окунуться в атмосферу Древней Руси, сделать красочные фотографии и получить незабываемые впечатления. За два неполных месяца выставку посетили более 400 человек.
Мы приглашаем детей с родителями, подростков с друзьями, учеников с преподавателями. Милости просим!
«Знать историю своей Родины — это современно и модно! »
мы в этом уверены!
Выставка, как и весь музей, работает понедельник-пятница с 10 до 16 час.,
по субботам и воскресеньям мы проводим экскурсии по предварительной договоренности.
Наш тел. +7 (812) 274-86-83
***************************************************************
открытие выставки «Ленинградская епархия в годы Великой Отечественной войны»
8 мая 2020 в 11.00 в помещении Епархиального управления Санкт-Петербурга в западном крыле Митрополичьего корпуса Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в присутствии сотрудников епархии и прессы состоялось открытие выставки «Ленинградская епархия в годы Великой Отечественной войны». Выставка подготовлена сотрудниками музея истории Санкт-Петербургской епархии и посвящена 75-летию великой победы. Церемонию открытия возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Для шествия «Бессмертный полк», которое перенесено на неопределенный срок, был изготовлен портрет деда владыки Варсонофия Леонтия Мурычева. Владыка рассказал, что дед был призван на фронт в 1942 году в Саратовской области, участвовал в боях под Киевом, потом воевал под Новгородом, где и погиб
В своей краткой проповеди владыка Варсонофий, в частности, сказал:
Всегда надо задавать вопрос, что привело к трагедии, почему она случилась. Что предшествовало великой скорби? Что было перед войной? Страшное богоборчество: разрушались храмы, духовенство практически всюду уничтожили. Вся земля вопияла к небу о погибающей России. Но Господь печется о России. Пришлось с таким трудом отстоять ее, потерять двадцать семь миллионов человек — для чего? Чтобы Россия снова стала приносить Богу духовные плоды.

сотрудники музея, участвовавшие в создании выставки (слева направо): С.В. Жигулин, И.С. Раевский, О.И. Ходоковская, Ф.Н. Козырев
***************************************************************
Открылась выставка, посвященная равноапостольной княгине Ольге
20 января в выставочном зале открылась выставка «Святая равноапостольная княгиня Ольга», посвященная 1100-летию со дня рождения святой. Представлены иконы, ордена, репродукции живописных полотен и оригинальные произведения. В открытии принял участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Сотрудница музея Ольга Ходаковская провела экскурсию по экспозиции. Она рассказала, что современные историки называют 920 год временем рождения будущей святой. В экспозиции княгиня рассматривается и как устроительница Русского государства, и как первый правитель Руси, принявший христианство.
Значительное место в экспозиции занимают работы художницы по тканям Ольга Жоховой: панно-аппликация, картины в технике батика со сценами жития святой княгини. После гибели мужа, киевского князя Игоря Рюриковича, княгиня правила государством 15 лет. Вошедший в летописи эпизод мести древлянам — свидетельство того, что Ольга руководствовалась не личными, а государственными мотивами, это было не проявлением эмоций, а наказанием за цареубийство — первое в русской истории. Подавив бунт, княгиня сохранила целостность государства, а войско Игоря безоговорочно признало ее правительницей. Других эпизодов с проявлением жестокости княгини история не знает.
Представлена карта псковских земель с отмеченным родным селом будущей княгини, которое называется Выбуты. Оно расположено в 300 километрах от Санкт-Петербурга. Одной из вотчин княгини было село Будник, тогда Будятин, расположенное на современной территории Ленобласти. Здесь от ольгиной служанки Малуши родился ее внук Владимир Святославович, будущий креститель Руси.
Важная тема выставки — принятие Ольгой Крещения в Константинополе. Представлена, в частности, акварель-реконструкция Буколиона — дворца византийских императоров времени посещения Ольгой; воспроизведена фреска XI века из собора святой Софии в Киеве с изображением Ольги и императора Константина. Интересна недавняя уникальная находка псковских археологов: в 2003 году было обнаружено захоронение знатной псковитянки, относящееся к X веку. В нем были найдены знак рода Рюриковичей, нательный византийский крест и серебряные монеты «миллиарисии», которые император преподнес Ольге в качестве подарка. Таким образом, женщина принадлежала к роду Рюриковичей и была в свите Ольги, сопровождавшей ее в Константинополь. На выставке представлена фотография костюма этой женщины, реконструированного по найденным фрагментам.
Тему принятия христианства раскрывает также картина «Идолы» Николая Рериха, а выше — фрагмент мозаики из храма святой Софии в Константинополе с ликами Христа и Иоанна Крестителя. Как подчеркнула Ольга Ходаковская, легко представить неофитский восторг Ольги, когда после примитивных идолов она увидела наполненные смыслом лики икон. Не случайно святая княгиня считается покровительницей новообращенных христиан.
Княгине Ольге не удалось крестить Русь, но дело ее продолжил внук Владимир: через 19 лет после кончины своей бабки он объявил христианство государственной религией. Образ святого равноапостольного князя Владимира, написанный в 1888 году, был предоставлен Князь-Владимирским собором и создан к 900-летию принятия христианства на Руси.
На выставке представлены старинные и современные ордена, в том числе и ордена святой княгини Ольги. Имперский орден был учрежден в 1913 году и вручен только один раз — Вере Николаевне Панаевой, потерявшей в Первую мировую войну троих сыновей-офицеров. Современный орден святой Ольги учрежден Русской Православной Церковью в 1988 году, к 1000-летию Крещения Руси.
При княгине Ольге Русь стала полноценным государством с заставами на границах, административными и торговыми центрами, системным сбором налогов. Императрица Екатерина II считала себя преемницей Ольги, назвала так одну из своих внучек, введя таким образом это имя в царскую семью.
За помощь в проведении выставки грамотами митрополита были награждены директор ЦГИА Ольга Шемчук, научный сотрудник ГМИРа Ольга Хижняк, художница Ольга Жохова, хранитель музея Александро-Невской лавры Роман Катаев.
Епархиальный древлехранитель Иван Раевский поблагодарил владыку за предоставленное музею помещение для временных выставок, отметив, что следующую экспозицию планируется посвятить святому Александру Невскому.
«Выставка не случайно открывается в дни, когда мы празднуем рождение Спасителя на земле, — сказал владыка. — Мы знаем, как развивалось христианство, с какими трудностями это было связано. Первый его век был ознаменован гонениями. Все апостолы, за исключением Иоанна Богослова, погибли за Христа. После этого были три века гонений — не находилось христианству места в языческом мире. Но, с Божией помощью, оно постепенно укреплялось и получило право на существование. Долгое время Русь не была знакома с христианским учением, хотя попытки проповедовать его здесь были: приходили на Русь апостол Андрей Первозванный, священномученик Климент Римский. Более подробное знакомство с христианством началось в эпоху святой княгини Ольги. Она заинтересовалась этой верой, увидев, что такое Константинополь — в то время Византия была в самом расцвете. Время для христианства на Руси тогда еще не пришло, было сильно языческое влияние. Но что могла, Ольга сделала: в первую очередь, заронила семена веры в душу внука, князя Владимира, который крестился сам и крестил Русь. В XXI веке мы пожинаем плоды веры, которую святая Ольга насаждала на нашей земле. Ее подвиг Церковь оценила как равноапостольный. Она принесла веру Христову нам, а наша задача — укреплять ее и распространять. Господь дал нам учение — залог нашего спасения. Кто это понимает, благодарит Его за то, что Он взял наши грехи, донес их до Креста, распялся и даровал нам Свою благодать. Поэтому мы рады открытию этой выставки: епархия вносит вклад в то, чтобы свет Христова учения светил в Санкт-Петербурге. Нужно расширять музейную деятельность, я всецело за это — при каждом храме, если есть возможность, должны быть музеи. Христианство несет свет разума, поэтому надо знакомиться с экспозицией, изучать историю, которая нас многому учит. Желаю сотрудникам музея помощи Божией в трудах по распространению христианства».
***************************************************************
Отчет по работе музея Санкт-Петербургской епархии
Мы становимся свидетелями очевидной тенденции: происходит поворот от книжной культуры к визуальной. И массовое появление музеев можно смело назвать проявлением этой тенденции и, возможно, лучшей в ряду других. Не стала исключением и Русская Православная Церковь.
Музеи складываются в каждой крупной епархии, проводятся конференции епархиальных древлехранителей и экскурсоводов.
В нашей Санкт-Петербургской епархии музей был создан по инициативе митрополита Варсонофия и открыт 28 июля 1917 года, и первым его посетителем стал Патриарх Кирилл, высоко оценивший экспозицию.
Музей находится в северной крыле первого этажа Митрополичьего корпуса и состоит из двух залов: Истории Санкт-Петербургской епархии; Новомучеников Санкт-Петербургских. Если в первом зале представлена история нашей епархии, включая предысторию и новейший период, то второй зал посвящен новомученикам епархии: инсталляции, стенды и экспонаты, дающие представление о духовном подвиге религиозного Петрограда и Ленинграда 20-30-х годов XX века.
Музей создан исключительно силами епархиальных сотрудников, разработавших концепцию музея: «Санкт-Петербургая епархия в контексте российской истории». Музей становится музеем, если в нем представлены подлинные исторические вещи и документы. Только они рождают чувство причастности к давно ушедшим событиям, дают возможность приблизить, почувствовать и осмыслить их.
На сегодняшний день в музее представлено около 700 подлинных предметов, фотографий и документов. Музейные витрины собирались из нескольких источников. Это епархиальный архив и, в частности, предметы и документы известного коллекционера покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Митрополит Варсонофий передал музею бесценную коллекцию мощевиков, икон. В их числе новгородский крест-мощевик 17 века со вложенными в него частицами мощей 22 святых. Результаты его исследования, проведенное хранителем епархиального музея О.И. Ходаковской, опубликованы в новгородском журнале «София». В экспозиции музея можно увидеть
докторскую мантию нашего владыки и рясу с наградами.
Ценные реликвии предоставили настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, архимандриты Стефан (Садо) и Нектарий (Головкин), протоиерей Сергий Куксевич. Недавно мы приняли в коллекцию музея облачение, ордена и богослужебные предметы от пребывающего на покое митрополита Владимира (Котлярова). Списавшись с Соловецким музеем-заповедником, получили от них в дар подлинную решетку соловецкого карцера, пломбу с надписью СЛОН и костыли от соловецкой узкоколейки. Безвозмездно передали свои работы петербургские скульпторы. Всего за прошедший год фонд музея увеличился на 200 экспонатов.
Составлена топографическая опись и электронный вариант инвентарной описи. Ведется работа по заполнению инвентарных книг музейной коллекции и фондов музея. Музей продолжает развиваться. И мы готовы принять в дар любые предметы и документы, имеющие историческую ценность.
За два с половиной года двумя штатными епархиальными экскурсоводами было проведено 69 экскурсий, за 1918 год музей посетили 1045 человек. Это учащиеся воскресных и средних школ, прихожане храмов города, сотрудники вузов. Много экскурсий проводилось для людей преклонного возраста от досуговых центров разных районов города, ветеранов труда, блокадников. Н апрошлой неделе экскурсия по музею проведена для председателя Пенсионного фонда РФ и министра труда РФ. В этой связи обращаемся к приходам и воскресным школам посетить наш музей послушать увлекательный рассказ, который мало кого оставит равнодушным.
Силами епархиальных музейных работников создавались экспозиции вне музейных стен. В соборе Владимирской иконы Божией Матери экспонировались 8 планшетов и 5 витрин к юбилею почетного настоятеля собора Владимирской иконы Божией Матери пребывающего на покое митрополита Владимира (Котлярова). Проделав огромную работу, наши сотрудники разработали 36 планшетов по истории Казанского кафедрального собора, которые переданы в Казанский собор и составили основу его музея. Но это еще не всё. К 90-летию митрополита Никодима (Ротова) на проходившей в синем зале конференции мы выставили витрины и стенды его памяти. Стенды этой экспозиции можно видеть в коридоре первого этажа Митрополичьего корпуса.
В настоящее время в историческом зале нашего музея действует выставка военного коллекционера Ивана Есипова «Духовенство в войнах Отечества».
В уходящем 2019 году в музее появился выставочный зал. В нем мы только что завершили подготовку выставки, посвященную юбилею (1100 лет) равноапостольной княгини Ольги.
Экскурсии по нашему музею в 2018 году записывал и транслировал телеканал Союз; музей принимал участие в создании документальных фильмов о блокаде Ленинграда и о митрополите Петербургском и Новгородском XVIII века Петербургском и Новгородском Гаврииле (Петрове-Шапошникове).
Став фактически полноценным городским музеем, мы включились в работу 4-х дневной конференции «Музейный Олимп», организованной Комитетом по культуре г. Санкт-Петербурга. Для музейного сообщества города провели экскурсию по нашим залам, а после нее в дружеской обстановке за чаем в Золотом зале послушали о впечатлениях профессиональных музейщиков, обсудили некоторые моменты музейного дела. Контакты налажены и с институтом Постдипломного педагогического образования: встречались с ведущими сотрудниками, которые дали рецензию предоставленного нами текста экскурсии для школьников.
По соседству действует музей Александро-Невской Лавры, с которым у нас наладились добрые отношения взаимопомощи и сотрудничества. Выставка, посвященная св. княгине Ольге, результат нашей совместной работы. Лаврский музей предоставил часть экспонатов и для никодимовской выставки.
Посещение музея бесплатное. Есть ящик для добровольных пожертвований на развитие музея. Ждем присутствующих на собрании
посетить наши залы.
***************************************************************
Встреча представителей музеев.
29 марта 2019 г в стенах музея состоялась встреча представителей музеев Санкт-Петербурга. Около двух часов сотрудники Русского, Театрального, Горного, Военно-медицинского музеев, Дома-музея Ф. И. Шаляпина, музея истории К. Мая, а также представители СМИ внимательно знакомились с экспозицией епархиального музея, с историей строительства Митрополичьего корпуса, где расположен музей. Гости музея по достоинству оценили богатый информативный, документальный, фотоматериал, предметы из личных коллекций, представленных в экспозиции. Была отмечена важность и актуальность использования видеоматериалов, раскрывающих отдельные вопросы истории Санкт-Петербургской епархии.
После экскурсии состоялся предметный разговор о необходимости расширения информации о музее, знакомства с музеем школьников, студентов, пенсионеров, гостей нашего города.
Во встрече приняли участие древлехранитель епархиального Музея Раевский И.С., сотрудники музея.